nalymov: (Troll1)
[personal profile] nalymov
Все чаще чувствую себя героем. Из известной побасенки Феликса Кривина.

        Платон был общительный человек, и у него было много друзей. Но все они говорили ему:
        – Платон, ты друг, но истина дороже.
        Никто из них в глаза не видел истины, и это особенно обижало Платона. "Почему они ею так дорожат?" – с горечью думал он.
        В полном отчаянии Платон стал искать истину. Он искал ее долго, всю жизнь, а когда нашел, сразу потащил к друзьям.
        Друзья сидели за большим столом, пили и пели древнегреческие песни. И сюда, прямо на стол, уставленный всякими яствами, Платон вывалил им свою истину.
        Зазвенела посуда, посыпались черепки.
        – Вот вам истина, – сказал Платон. – Вы много о ней говорили, и вот – я ее принес. Теперь скажите – что вам дороже: истина или друг?
        Друзья притихли и перестали петь древнегреческие песни. Они сидели и смотрели на истину, которая неуклюже и совсем некстати громоздилась у них на столе. Потом они сказали:
        – Уходи, Платон, ты нам больше не друг!


Модерировал я тут недавно "круглый стол" на конференции. Для затравки дебатов выложил цифры из правительственных источников. Арифметика элементарная. Выводы тоже.
  • Добыча газа в России практически не растет (даже если прямо сейчас начнут по-настоящему вкладывать в добычу, то эффект будет лет через 10);

  • Отсюда: обещания новых поставок Европе - туфта;

  • Сейчас избыток газопроводных мощностей на Европу и Туретчину - четверть суммарных, а если проложат все планируемые ненужные трубы, то пустыми общие мощности будут на треть;

  • Рост потребления внутри России идет быстрее плана;

  • Будет дефицит, будут перебои в газоснабжении, надежность России как поставщика энергоносителей - миф.

Трое из участников "круглого стола" весьма эмоционально не согласились. Цифр, правда, не привели. Их довод: заграница не пострадает ни в коем случае поскольку "этого никогда не случалось". Один даже пообещал, что страдать будут только российские потребители (конференция-то была международная). А мне сдается, что когда перебои с газом и электричеством вызовут, мягко говоря, социальную напряженность, то властям придется закрывать задвижки именно на экспортных трубах.
(deleted comment)

Date: 2007-11-12 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] nalymov.livejournal.com
Если (великое если) удастся решить уникальные и очень серьезные технические проблемы (энергоснабжение промысла на таком расстоянии, транспортировка многофракционной смеси по подводному трубопроводу на более чем 600 км и пр.), то по текущему плану Штокман даст 32 млрд кубов в трубу и столько же на сжижение. Этого не хватит на заполнение Норд Стрима (55 млрд).
Edited Date: 2007-11-12 06:51 am (UTC)
(deleted comment)

Date: 2007-11-12 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] nalymov.livejournal.com
Естественно. Вложения в добычу окупаются лет через 12-15, а откат и приписки по трубопроводам дают доход еще до размещения подрядов.
(deleted comment)

Date: 2007-11-12 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] acat.livejournal.com
Перед отбытием в "банановый рай" они сольют Газпром по дешевке и это уже будут проблемы Запада...

Date: 2007-11-12 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] otjigalschik4r.livejournal.com
Они считают,что они навсегда.

Date: 2007-11-12 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] sergiej.livejournal.com
А разве электроснабжение не решается локальными генераторами?
Мне кажется эти разработки рассчитаны на окупаемость в случае повышения цены ещё раза в два-три.

Date: 2007-11-12 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] nalymov.livejournal.com
Это только часть нерешенных технических проблем Штокмана. Трудности с энергоснабжением возикнут, если добыча, по замыслу норвежцев, будет идти с придонным завершением скважин.
Так и газпромовцы говорят: начнем осваивать Ямал и прочие трудные залежи, когда цена оправдает издержки. Пока ждут. По плану компании, инвестиции в разведку и добычу резко увеличатся только в 2011 году. Но в свете уже образовавшегося дефицита тактика выжидания - изрядный перебор.

Date: 2007-11-12 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] sergiej.livejournal.com
Странные господа, контракты с Европой долгосрочные с более-менее фиксированной ценой. Разработка авральными методами, когда приспичит, только увеличит стоимость.

Date: 2007-11-12 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] nalymov.livejournal.com
Нынешние долгосрочные контракты основаны не на фиксированной цене, а на ценовой формуле со скользящими показателями.

Date: 2007-11-12 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] sergiej.livejournal.com
А от чего они зависят? Если нефть например подешевеет сильно цена газа меняется?

Date: 2007-11-12 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] nalymov.livejournal.com
Географически формулы сильно отличаются. Для российского газа в Европе 4,4% цены - фиксированная величина, 53,1% привязаны к цене мазута, 39% - к цене угля и далее по мелочам.

Date: 2007-11-12 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] sergiej.livejournal.com
То есть я не сильно ошибаюсь считая что падение цен на нефть сильно ударило бы по ценам на газ.

Date: 2007-11-12 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] nalymov.livejournal.com
Так и происходит, с лагом в 2-4 месяца.

Date: 2007-11-12 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] otjigalschik4r.livejournal.com
Удивлен.Уже давно энергетикам рекомендовано смотреть в сторону
угля и мазута.А цена газа на внутреннем рынке будет только расти,
дабы стимулировать неразумных на возврат к углю и мазуту.

Date: 2007-11-12 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] nalymov.livejournal.com
Еще хворост, торф и кизяки хорошо пойдут.

Date: 2007-11-12 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] otjigalschik4r.livejournal.com
В GB эксплуатируют ТЭЦ на слоновьей траве.

Date: 2007-11-12 08:03 am (UTC)
From: [identity profile] ppl.livejournal.com
Была еще история про то, что Газпром уже продал всем газ, которого на самом деле нет. Что-то в таком роде (Total production - это заключенные контракты ):

Image

Вроде бы идея состоит в том, чтобы покрывать дефицит туркменским газом, но его, похоже, нет в таких количествах. Что ваша консультационная наука говорит по поводу таких графиков?

Date: 2007-11-12 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] nalymov.livejournal.com
На первый взгляд, почти правильно, в данном приближении. Красная линия - это общая добыча в России с учетом независимых от Газпрома компаний и месторождений, не входящих в четверку основных. Но прогноз IEA от 2005 года уже здорово устарел. Таких двух сценариев прироста не ожидается.

Date: 2007-11-12 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] ppl.livejournal.com
А я вроде бы так понимал, что красная линия - это то, что Газпром уже обязался продать. Впрочем, сейчас уже не помню - та презентация давно была.

Date: 2007-11-12 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] nalymov.livejournal.com
А туркменского газа в ожидавшихся количествах (80-100 млрд кубов) не будет. Они практически весь свой прирост договорились отдавать китайцам.

Date: 2007-11-12 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] sergiej.livejournal.com
Я вот тоже хотел сказать что Туркменский газ забит китайцами и Европе стоит про него забывать. Так же как и о каспийской нефти.

Date: 2007-11-12 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] nalymov.livejournal.com
По официальному балансу газа на период до 2015 года планируется весь туркменский поток отдавать транзитом на СНГ, а свои поставки туда сокращать (до 10 млрд кубов к 2015 году), чтобы поддерживать поток на Европу.

Date: 2007-11-12 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] daniilin.livejournal.com
Если проектируемое просто окупится - все оправдано.
Люди при деле, а не разлагаются в игровых клубах, и менчадайзерами
Люди заработывают и живут - обустраиваются и ощущают себя при деле.
Государственная машина может работать и пр пр
Проблемы ИХ прогнозов - это ИХ ПРОБЛЕМЫ.
Бизнес, когда он есть идеология, - в самой своей сути не подразумевает "честность".

Date: 2007-11-12 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] kspshnik.livejournal.com
Я чувствую, газовая промышленность у нас приравнена к педагогике и медицине :(

0. Падение добычи - проблема, и известная. Это факт.
1. Сейчас экспортные мощности на Европу загружены на 100%. Мы не можем дать доп.объёмы, когда их просят, из-за нехватки транспортных мощностей на Украине. Газ есть, протащить не можем. Подсказка: Богородчаны-Ужгород.
2. Голубой поток - это большая проблема. Да.
3. Газ Штокмановского месторождения не планируется в Северный Поток. Подсказка: Южно-Русское месторождение. Плюс перенос объёмов с южного коридора.
4. Рост потребления внутри РФ остановится в ближайшие пять лет, у нас энергоэффективность на уровне Намибии или Чада. С ростом цен начнут вкладывать в новые энергосберегающие технологии, и высвободится весьма много.

Date: 2007-11-12 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] nalymov.livejournal.com
Южно-Русское в Норд Стрим - давно забытый план. Да и смешной (25 млрд не наполнят трубу). Его едва хзватит, чтобы погасить спад и поднять суммарную добычу в Уральском ФО на 5 млрд в год (на 1% по округу), как Газпром докладывает в правительство. По Штокману - см. заявления газпромовских боссов и правительственных чиновников. Хотя и он трубу не наполнит. Понятно, что снимут с Украины.
На остановку роста потребления я бы не очень рассчитывал. Хотя, если кризис жахнет...

Re: Reply to your comment...

Date: 2007-11-12 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] kspshnik.livejournal.com
1. Перенос объёмов планировался изначально. По южному коридору есть одно бутылочное горлышко, расширять которое братья хохлы упираются рогом, придумывая отмазки. То самое Богородчаны-Ужгород. Перенеся часть объёмов на Северный Поток, мы сможем увеличить экспорт в Южную Европу. А они просят :)
2. Именно Южно-Русское определено ресурсной базой для Норд-Стрим.
3. Хм. В среднем промышленность использует на треть больше газа, чем аналогичные производства в Европе. Особенно, энергетики. Многолетнее держание цен на газ нанесло колоссальный удар по промышленности РФ. И теперь, с ростом цен и переходом на нерегулируемый рынок, им придётся вкладывать миллиарды, чтобы удержать затраты на газ. Потребление упадёт на треть примерно ;)
From: [identity profile] paidiev.livejournal.com
Для такого сокращения потребления газа нужны огромные инвестиции. Их позволить себе наши предприятия не могут. Т.е должны закрыться. Особено это характерно для электроэнергетики, коя только газом и субсидируется.
Вы хоть представляете масштаб бедствия?
Так что такую операцию могут провести лишь оккупационные войска.
From: [identity profile] random-2005.livejournal.com
С электроэнергетикой ничего плохого не произойдет. Рост цен на газ заложен во все модели отрасли. В свете ожидаемого роста тарифов на э/э инвестиции в сектор давно приходят и в неплохих объемах. Рост цен на э/э теоретически может негативно повлиять на прочие производственные предприятия, но это влияние вряд ли будет значительным. На самом деле резервы сокращения потребления э/э - огромные. Просто раньше при наличии, наверно, самой дешевой в мире э/э это было никому не нужно. Реальная же опасность состоит в монополизации сектора э/э Газпромом (приобретение им ряда ОГК и ТГК, сделка Газпром - СУЭК). Это самая главная проблема.
From: [identity profile] paidiev.livejournal.com
Нет, опасность есть. Осонвой прекрёстного субсидирования в элэнрегетике является дешёвый газ. Если его будет мало, отрасль и экономику ждёт шок. описано это очень давно. М. Гельман, например.
From: [identity profile] kspshnik.livejournal.com
Бред не несите пропагандистский, пожалуйста.

Увеличение цены на газ для элекроэнергетики до нормального, экономически оправданного уровня, приведет к увеличению себестоимости на 5-15%.
Почему-то энергетики с удовольствием покупают газ на ЭТП и у независимых по $60-70 - и не жужжат. К чему бы это? ;-)
Как ФОРЭМ работает, представляете себе?


То есть, другими словами, Вы считаете нормальным продолжение перекрёстного субсидирования ОАО "Газпром" других отраслей промышленности? При том, что и РАО ЕЭС, и прочие потребители - коммерческие предприятия, как и ОАО "Газпром"? Ась?

Давайте ЛИЧНО ВЫ просубсидируете хоть какую-нибудь завалящую электростанцию? Ммм? А потом верещать уже будете?
From: [identity profile] paidiev.livejournal.com
Я впполне представляю о чём идёт. Не преходите на хамство. Речь лучше всего это разобрано у Моисея Гельмана, где жульничество и РАО разобрано подробно.
Вот и моя старая статья. Она жутко устарела за эти годы, написана то в 2000.Но суть схвачена.
http://is.park.ru/doc.jsp?listno=2166595&listcd=44&listmd=78&listfile=pub&urn=2257532
From: [identity profile] kspshnik.livejournal.com
Прошу прощения. Уже достали некомпетентные суждения ото всех подряд про газовую отрасль и энергетику :( Вот и сорвался :(


Вы абсолютно правы, когда говорите про структурные проблемы отрасли. НО. Повышение цены на газ ведёт к возникновению межтопливной конкуренции. Как следствие, опять становится выгодной угольная генерация, которая, вообще говоря, более экологична, чем газовая ;) Не зря СУЭК с ОАО "Газпром" активно кооперируются. Повышение цены на газ также повлечёт за собой техническое перевооружение газопотребляющих отраслей, это как раз не проблема, если они рентабельны сейчас, то будут рентабельны и после техперевооружения - это считается без проблем. Собственно основная проблема, но, с другой стороны, фактор, делающий такое перевооружение осмысленным: непривычно резкий рост цен на газ. Но он же и оправдывает инновации: без них любое производство станет нерентабельным. Дальше, волной, такой же процесс пойдёт уже в направлении э/э-потребляющих отраслей. По тем же причинам :)

У медали же есть другая сторона: ОАО "Газпром", работая на внутреннем рынке на грани рентабельности, просто не может себе позволить объёмные капиталовложения в увеличение добычи. И политика руководства страны в отношении цен на газ в течение более 15 лет загнала отрасль практически в тупик, когда она живёт за счёт экспортных поставок только. Отбери сейчас экспорт, как предлагают некоторые особо либеральные деятели, и отрасль рас-сы-пет-ся. Вот тогда будет форменный пиздец, простите уж за лексику. Ибо ударит по населению.

Субсидирование промышленностью населения - это, кстати, ещё одна проблема. Но её решить можно за 10-15 лет планомерной работы только. Сначала необходимо всех посадить на счётчики, а не на нормативы, как сейчас большинство населения. И потом планомерно повышать цены на газ для населения. Медленно и печально ;), со скоростью, не дающей взрывного роста затрат населения, но активно стимулирующей его на применение более современного ВДГО. Блин, вы бы видели какой кошмар они используют на Кавказе :(

В общем и целом, я не совсем согласен с выводами Вашей статьи. Как мне представляется, АБЧ проводит правильную политику. А низкая оценка активов вызвана как раз тем, что в цене уже учтены будущие капиталовложения.

Деньги от "распродажи" генерирующих и прочих активов РАО, попадут к СО. Это как раз те самые деньги на реконструкцию, модернизацию и наращивание мощностей ЛЭП, об отсутствии которых Вы говорили.
From: [identity profile] paidiev.livejournal.com
Тут несколько проблем.
1. Президенту докладывали и эти цифры мелькали в печати, что себестоимость газа для внутренних потербителей плюс средняя рнтабелность дают цену в 23 долл, а продавали за 46. И в убыток. Это говорит о том, что там надо наводить порядок.
2. При оценке, что лучше экспортировать газ или пребатьывать в России , - надо считать сколько добавленной стоимости будет в стране. Получается. что лучше сокращать экспорт. Не говоря уже о том, что заработанную валюту утилизовать нельзя. Проблема лишь в том, что такое субсидирование экономики должно для Газпромса вознагарждаться.
3. Особенность энергетики СССР единый комплекс: перетоки энергии и перекрёстное сбусидирование. Реформы Чубайса резко снизили стабилность системы.
А источником всех прибылей в его отрасли сегодня является ГАЗ. Инвестор придёт лишь настолько, насколько будет дешёвый газ.А ТЭЦ и угольные станции обречены на закрытие в этой системе.
Уголь продаётся по мировыми ценам, т.е окло 70 дол за тоннув Европейской части. Он может вытеснить газ по цене (про удобство речи не ведём) при цене газа выше 400-450 долл. Оценки были.Т.е в 10 раз выше, чем теперь.Вдумайтесь в эти цифры.
5. И нувеличения добычи газа не будет лет 10, о чём справедливо написал хозяин журнала. Будет спад.
Как прожить эти годы? По старому не выйдет, а реформы в энергетике просто взорвали ситуацию.

Date: 2007-11-14 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] pamir-sba.livejournal.com
Какие же простодушно-глуповатые эти заграничные покупатели русского газа.

Profile

nalymov: (Default)
nalymov

April 2017

S M T W T F S
      1
23 45678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 12th, 2026 01:32 am
Powered by Dreamwidth Studios