nalymov: (Default)
[personal profile] nalymov
Я не раз возвращался к размышлениям о том, почему в исламе нет хорошего стёба на религиозные темы. В иудео-христианской традиции есть - от Гольбаха и Лео Таксиля через Марка Твена и Емельяна Ярославского до Эффеля и [livejournal.com profile] polumrak. Примеров таких издевательств и хорошего, и дурного вкуса предостаточно. А в исламе что-то не припомню. Омар Хайям и анекдоты про Муллу Насреддина даже близко не лежали по остроте с названными примерами.

Мне всегда казалось, что причина - в литературных достоинствах священных книг двух культур. Библия все-таки связное повествование, структурированное для передачи информации. Там есть, над чем думать, что критиковать и над чем смеяться. А Коран описательной и повествовательной информации как таковой почти не несет. Это набор шаманских причитаний и заклинаний, лишь изредка приправленный конкретными запретами и наказами. - Уверуйте, кто еще не уверовал, а не то плохо будет! А если кто говорит, что уверовал, а не уверовал, то возмездие будет страшным! Были те, кто не уверовал, и в нужное время будет им очень нехорошо! - И так до бесконечности. Как перевести этот припадочный бред на язык юмора?

Можно было бы, однако, перейти на личности и показать в смехотворном виде того же пророка. Поводов, благо, он надавал достаточно: и требованиями не распространять на себя самого им же самим вводимые нормы, и грабежом соседей с истреблением целых племен, и вопиющими противоречиями внутри проповедей...

Но пример приговоренного к смерти Рушди забыть трудно. У мусульман отношение к их религии сейчас точно такое же, как у иудео-христиан в средневековье. У одних были - костры, у других сейчас - меч и камни с кнутами, взрывчатка и автомат. Ислам живет в ином времени. Очень серьезном времени. Общество, не способное с юмором относиться к себе и собственным воззрениям, - страшная сила.

Date: 2004-11-17 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] rakk.livejournal.com
А вы хотели бы, чтобы ислам покрылся благородной плесенью постмодернизма? Ирония, на мой взгляд, есть свойство высокоразвитого и вырождающегося организма. Подождите лет триста. Может, у мусульман и появится чувство юмора.

Date: 2004-11-17 09:34 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/ronny_/
"высокоразвитого и вырождающегося"

Почти все население ЖЖ попадает.

Date: 2004-11-17 09:34 pm (UTC)

Date: 2004-11-17 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] joicy.livejournal.com
У Льва Гумилева в книге "Конец и вновь начало" очень хорошо описан юмор мусульман, как раз той эпохи, когда христиане устраивали крестовые походы и жгли еретиков.

Date: 2004-11-17 09:51 pm (UTC)
From: [identity profile] nalymov.livejournal.com
На английском есть интересный норвостной сайт Jihad Watch (http://www.jihadwatch.org/) и Dhimmi Watch. Там - самая свежатина, а также список линков.
Вот еще страничка (http://www.secularislam.org/indexrussian.html).
А критических статей (http://www.pravoslavie-islam.ru/chadrus.htm) много и в русскоязычной сети. Вот еще ссылка (http://www.portal-credo.ru/site/?act=comment&id=263).

Процесс идёт

Date: 2004-11-17 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-udod99914.livejournal.com
Вчера турки по радио в прямом эфире обсуждали, геронтофил Мухаммед или не геронтофил.

Re: Процесс идёт

Date: 2004-11-17 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] nalymov.livejournal.com
Вай, молодцы! Но юмор-то где?

Re: Процесс идёт

Date: 2004-11-17 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-udod99914.livejournal.com
Да, с юмором там было плохо. Однако - всё равно прогресс.

Date: 2004-11-17 10:30 pm (UTC)
From: [identity profile] sotaketh.livejournal.com
М.б. потому, что в исламе нет такого понятия как "всесмехливый ад"? И такого понятия как "дьявольский смех"?

Date: 2004-11-17 10:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mryam.livejournal.com
Чувство юмора необходимо организму, который желает развиваться дальше. Иначе трудно определиться куда ж развиваться. А вырождающимся организмам свойственен взгляд свысока, какой уж тут юмор. Все РМСМ.

Date: 2004-11-17 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] e-smirnov.livejournal.com
Спасибо, задумался.

Date: 2004-11-17 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] nalymov.livejournal.com
Не согласен с тезисом. Раблезианство и вообще карнавальная культура - признак духовного здоровья, а не вырождения.
Но это - в общем и целом, а здесь разговор - о насмешливом отношении именно к религии.
Я понимаю, что отход от религиозности некоторые считают признаком вырождения, но согласиться с этим не могу. По-моему, как раз наоборот, это торжество разума над тупой, слепой и очень серьезной верой в недоказуемое.

Date: 2004-11-17 11:56 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Собственно говоря, пример Салмана Рушди - другим наука. То есть страх и есть главная причина.
Думаю, интеллигенция в мусульманских странах не лишена сарказма в отношении ислама. Тем не менее, против лома нет приема: фетву имама Хомейни его паства восприняла не как бред душевнобольного (что непременно случилось бы, издай нечто подобное христианский священнослужитель), а как руководство к действию.

Date: 2004-11-18 12:35 am (UTC)
From: [identity profile] leha-sparrow.livejournal.com
Отлично сказано. Спасибо.

Date: 2004-11-18 12:38 am (UTC)
From: [identity profile] amddiffynfa.livejournal.com
1. Da. Салмана Рушди только припугнули, а переводчиков и издателей его книги - конкретно мочили.

2. Мелкая поправка: "средневековых" только христиан, а иудеев - не средневековых, а эпохи Первого и Второго Храма. В средние века самое страшное иудейское наказание было исключение из общины и бойкот. Тоже не сахар, но Спиноза как-то с этим справился :)

3. Что касается иронических приколов над Первоисточником, то это органическая часть иудаизма, особенно хасидизма. У меня где-то есть большая подборка старинных народных "подколок" наподобие "ПОчему ГОсподь живёт на небе? - Потому что если бы он жил на земле, то бы ему в хате все окна расколошматили"... Иронизирует над самим собой и своими созданиями сам Главный Герой, см., например, "Книгу Ионы", ближе к концу...

3. Во времена расцвета мусульманской Испании был и юмор, и лёгкое вольнодумство. Не помню когда написана, но была ещё "Книга Калилы и Димны". Согласен, что это не идёт ни в какое сравнение с "Озорными рассказами" Бальзака или с "Декамероном", ну дык на то она и разница культур ;) и потом, у мусульман в старину не было Святой Инквизиции, а значит, и не от чего было со смехом освобождаться :)

Date: 2004-11-18 12:50 am (UTC)
From: [identity profile] nalymov.livejournal.com
2. Экзекуция, совершенная над отлученным Уриэлем Дакостой в амстердамской синагоге, немногим отличается от смертной казни. И практика передачи отступников от иудаизма христианским властям существовала в Европе еще в 17 веке.

3. "Калила и Димна" пришла в арабский мир из Индии через Иран. В ней по существу нет издевки над принципами ислама.

Date: 2004-11-18 02:07 am (UTC)
From: [identity profile] avrom.livejournal.com
Не надо путать иудеев и христиан - это совершенно разные традиции. К евреев тексты типа эйфеля, стеб на темы Талмуда, были прсто обяхательной частью религиозной культуры

Date: 2004-11-18 02:14 am (UTC)
From: [identity profile] amddiffynfa.livejournal.com
2. "немногим отличается от смертной казни" ono-to tak... mais vive la petite difference :)

3. I to verno. Eto ya po inercii, musulman, osobenno arabov, chasto obvinyayut VOOBSHSHE v polnom otsutstvii yumora i ironii, i hotya oni yavno proigryvayut drugim v etom voprose, ne vse u nih tak ploho :)

Date: 2004-11-18 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] kruzo007.livejournal.com
тупой слепой но пока незаменимой...

Date: 2004-11-18 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] nalymov.livejournal.com
Ну зачем же там себя унижать: понимаю, что тупо и слепо, но буду верить. А по совести жить, не из-под палки мифа о загробном возмездии, не пробовали?

Date: 2004-11-21 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] tgadiev.livejournal.com
О некоторых шутках Пророка:

1. Однажды Умму Айман пришла к Пророку и сказала, что её супруг зовёт его в гости. Пророк сказал: "Не тот ли твой супруг, у которого в глазу белизна?" Она ответила: "У моего мужа в глазу никакой белизны нет". "Да есть же", - настоял на своём Пророк. "Именем Аллаха клянусь, что нет" - сказала женщина и ушла. Тогда Пророк сказал: "Не бывает человека, у которого нет в глазу белизны" (имеется ввиду белая часть вокруг зрачка).

2. Один мужчина попросил Пророка покатать его на верблюде. "Я покатаю тебя на верблюжонке", - ответил Посланник Аллаха. "Как я могу покататься на верблюжонке, он же не сможет нести меня на себе", - сказал человек. Пророк сказал: "Каждый верблюд - верблюжонок другого верблюда".

3. Однажды старая женщина посетила Пророка. Пророк сказал: "Старые женщины в Рай не попадут". Старушка начала плакать. Тогда Посланник Аллаха сказал: "Когда будешь входить в Рай, ты не будешь старой, а будешь молодой".

4. Нуайм аль-Ансари любил очень много шутить. Если в Медину привозили продавать какие-нибудь сладкие фрукты, которых не продавали там раньше, он покупал их в долг и преподносил Пророку, говоря: "О Посланник Аллаха, я дарю это вам". А когда продавец приходил к Нуайму за долгом, он приходил с продавцом к Пророку и говорил: "О Посланник Аллаха, оплатите его долг". Посланник Аллаха говорил: "Ты же подарил мне их!" Тогда Нуайм говорил: "О Посланник Аллаха, не было у меня ничего, чтобы заплатить за фрукты, поэтому я взял их в долг, желая чтобы вы попробовали их". Пророк улыбался и отдавал продавцу долг.

5. Захак бин Суфьян был человеком некрасивым и низкого роста. Когда он договорился с Пророком о принятии Ислама, он сказал: "О Посланник Аллаха, у меня две жены. С одной румяной, более красивой, чем вот эта (указывая на жену Пророка Айшу), я разведусь и выдам замуж за тебя. В это время Айша сидела рядом и слышала их разговор. Она спросила: "Кто же из вас красивее: ты или твои жены?" Тогда он ответил: "Конечно же я, я красивее и достойнее их!" Тогда Пророк посмеялся над умным вопросом своей жены Айши и над ответом Захака бин Суфьяна, который в действительности был уродлив.
Page generated Feb. 11th, 2026 03:54 pm
Powered by Dreamwidth Studios